Сокровища пограничья или энигматический реализм Сергея Астапова

«Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра.»
Джон Рёскин

Искусство с древних времен подчинялось учению о «двойной истине»: выделялся уровень идеи, замысла – «diaraxis», и уровень мастерства, совершенства исполнения формы – «techne». К синтезу techne и diaraxis должен стремятся любой творец. Не соглашусь с мнением Ирины Антоновой, президентом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, что «кончилось создание прекрасного». Это не так. Но художников, обладающих высоким уровнем techne, стало намного меньше. Трудно себе представить, чтобы музыкант, который хочет в музыке выразить свои мысли, не владел бы техникой игры на инструменте. В современном изобразительном искусстве, по мнению многих искусствоведов, важна не техника, а мессендж. В результате появляются претенциозные, наивные, неумело сработанные объекты.
Часто сказать художнику нечего, работы его пусты. Как говорил В. Г. Белинский: «Искусство без мысли, что человек без души — труп». Сергею Астапову всегда есть, что сказать. Более того, его скульптурные композиции полны полисемии. У Сергея неуемная фантазия. Он может увидеть образ в пятне, смятой бумажке, предметах, случайно оказавшихся рядом. Образы и идеи к нему приходят легко, всегда новые и оригинальные. Но, он критично относится к их отбору для воплощения. По словам художника, эскизов у него уже лет на 300 вперед. Иногда, по словам художника, в его голове возникает совершенный образ, но воплотить в жизнь это совершенство трудно. Некоторые работы скульптор делает долго, иногда несколько лет, пока вещь не приблизится к идеальному образу.
Стиль, в котором работает Сергей Астапов, он называет энигматическим реализмом. Enigma, по-гречески значит тайна. Мир горний и мир дольний – земное и небесное – соприкасаются в произведениях искусства. Образ, родившийся в момент прикосновения к тайне, воплощённый в камне, дереве, бронзе, зарисованный на бумаге, записанный словами, обладает вневременной ценностью. Это сокровище пограничья.
Парадоксальные, ироничные композиции Сергея Астапова по мотивам античных мифов заставляют задуматься даже искушённых зрителей. Мифологемы, знакомые с детства обретают в композициях скульптора новый смысл. Автор приглашает зрителя поучаствовать в интеллектуальной игре и сочинить свою версию мифа.
Виртуозно используя реалистические средства, скульптор создаёт символические композиции, индивидуальность формы и качество исполнения которых безукоризненно. Мастерство, с которым выполнены монументальные и камерные композиции Сергея Астапова, наработано годами обучения в мастерской отца, известного ленинградского скульптора, и в Академии художеств. Об уровне «techne» в его работах можно говорить, употребляя превосходную степень. Фундаментальные академические знания позволяют Сергею Астапову свободно выражать свои мысли в скульптуре и графике.
О своей работе Сергей говорит так: «Мне просто хочется быть честным по отношению к тому, что я делаю, к материалам, из которых я это делаю. Честным по отношению к тем, кто будет видеть плоды моего труда, да и просто мне так нравится. Кроме того, думаю, что работа находится во власти художника, только пока он её создаёт. Дальше она начинает жить собственной жизнью, если конечно она вообще может жить.
Есть красивая легенда. Дочь горшечника Дибутада увидела на стене тень своего возлюбленного и обвела его профиль кинжалом. Благодаря этому рисунку ее отец изобрел стиль росписи, украшающей греческие вазы. В основе всех вещей лежит любовь. Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении. Искусство – это пища для души. Чем питаешься, таким становишься. Питаешься агрессией — становишься агрессивным. Питаешься любовью — становишься носителем любви».

Связаться с Сергеем